Что такое «B2B портал»?
B2B портал (от англ. Business-to-business, означает «бизнес для бизнеса») – интернет-ресурс, предназначенный для облегчения взаимодействия компаний между собой и повышения эффективности совместного сотрудничества.Но не только дилеры и оптовые компании нуждаются в таком ресурсе. Дистрибьюторы, логистические компании, торговые площадки используют возможности B2B порталов, ведь они автоматизируют процессы продажи, закупки, проведения тендеров, предоставления информации. Преимущества очевидны:
• Снижение затрат на торгово-закупочные операции, т.к. портал позволяет «разгрузить» сотрудников предприятия от рутины;
• Выработка и оптимизация ценовой политики – цены и скидки формируются по четким правилам;
• Онлайн-предоставление сопутствующей информации по продукции (сертификаты, презентации, инструкции и сервисные документы);
• Оперативный обмен данными: использование статусов заказов, онлайн-документы по сделке.
Какие же пять ключевых особенностей для B2B портала мы выделяем?
1. Меньше графики, больше автоматизации.Как правило, сотрудники клиента хорошо знают ассортимент и характеристики товара, и набор номенклатуры в заказ осуществляется исходя из планов клиента по продажам. Для пользователей портала важно иметь возможность быстро создавать закупочные заказы и иметь всю необходимую информацию «под рукой». Поэтому B2B порталы имеют простой дизайн с минимумом графики, но с множеством табличных видов.
B2B-пользователь работает с артикулом и названием товара, может использовать ключевые характеристики для поиска. Поэтому портал не содержит тексты с подробным описанием – фильтр поиска по параметрам важнее.
2. Мультиорганизации.
Зачастую клиентом является группа компаний с разной системой налогообложения, но закупками в ней занимается один человек. B2B портал должен давать возможность закупщику переключаться между компаниями, используя один пользовательский аккаунт, и формировать заказ на любое юридическое лицо в этой группе компаний. При этом B2B портал предоставляет единые цены и скидки для этой группы компаний.
3. Мультикорзины.
Удобной особенностью B2B портала является возможность использования нескольких корзин. При наличии закупочных заявок от нескольких отделов можно создать корзину на каждую заявку, а после согласования закупки – свести все корзины в один суммарный заказ для последующей оплаты одной суммой.
При наличии мультикорзины пользователю видны корзины всех юридических лиц группы компаний и можно переключаться в нужную корзину предприятия одним кликом.
4. Мультисценарии создания корзины и заказа.
B2B портал обычно поддерживает несколько возможностей создания корзины:
Ручной набор из списка – это базовая возможность, когда клиент добавляет товары вручную из списка товаров.
Загрузка из файла – клиент использует шаблон и создает готовый файл с заказом, который загружает на B2B портал. Зачастую этот файл клиент создает из своей системы.
Вставка из буфера обмена – более сложная возможность, когда клиент подготавливает заказ в своей системе, и копирует (Ctrl-C) список «артикул и количество» в буфер обмена. Далее он вставляет его в специальное поле на сайте – автоматически создается корзина со списком товаров.
Для максимально эффективного процесса используется автоматизация создания заказа через интеграцию систем: заказ из системы клиента передается сразу на B2B-портал, а статусы заказа автоматически обновляются при продвижении заказа.
5. Автоматизация документооборота.
Обмен документами между организациями зачастую вызывает головную боль у сотрудников: необходимо быстро распечатать, подписать и отсканировать документы, а затем уже выслать партнеру с помощью email.
Современные порталы формируют такие документы автоматически и пересылают клиенту электронной почтой. Полный спектр возможностей документооборота включает:
• Автоматическое формирование договора поставки при регистрации клиента на портале.
• Обмен учредительными документами через портал в электронном виде.
• Автоматическое формирование счета на оплату после оформления заказа.
• Автоматическое формирование отгрузочных документов.
• Наличие специального раздела для взаимодействия по рекламациям.